Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию (из википедии)

Классификация видов памяти по продолжительности удержания материала:
- долговременная - для длительного хранения большого объёма знаний, умений и навыков
- кратковременная - для непродолжительного (до нескольких минут) хранения информации. Её ёмкость составляет в среднем около семи объектов.
- сенсорная (ультракратковременная) - для удержания информации в течение очень короткого времени (около одной секунды). Представляет собой непосредственный отпечаток информации, поступающей в органы чувств.
и (не вошедшая в классификацию)
- рабочая - определяет способность «держать в уме» небольшие фрагменты информации, необходимые для сиюминутной мыслительной деятельности, например, для решения логической задачи или осознания сложной информации. Это «быстрая» память, извлечение информации из которой происходит гораздо быстрее, чем из обычной долговременной памяти (из википедии)

Другие классификации видов памяти:

по наличию цели:

- произвольная
- непроизвольная

по уровню развития:
- моторная
- эмоциональная
- образная
- словесно-логическая

по сенсорной модальности:
- зрительная (визуальная) память
- моторная (кинестетическая) память
- звуковая (аудиальная) память
- вкусовая память
- болевая память

по содержанию:
- образная память
- моторная память
- эмоциональная память

по организации запоминания:
- эпизодическая память
- семантическая память
- процедурная память


Забывание — активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено.

Кривая забывания (кривая Эббингауза) была получена вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году (из википедии)

Эббингауз изучал «чистую» память — запоминания, на которое не влияют процессы мышления. Для этого он заучивал бессмысленные слоги, состоящие из двух согласных и гласной между ними, не вызывающие никаких смысловых ассоциаций (например бов, гис, лоч и т. п.).
После первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.
Выводы, которые можно сделать на основании данной кривой в том, что для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала.
Психологи советуют делать несколько повторений.

Режим рационального повторения:
Если есть два дня
первое повторение — сразу по окончании чтения;
второе повторение — через 20 минут после первого повторения;
третье повторение — через 8 часов после второго;
четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.

Если нужно помнить очень долго
первое повторение — сразу по окончании чтения;
второе повторение — через 20-30 минут после первого повторения;
третье повторение — через 1 день после второго;
четвёртое повторение — через 2-3 недели после третьего;
пятое повторение — через 2-3 месяца после четвёртого повторения

Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания (в своих опытах Эббингауз заучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объёму список бессмысленных слогов)[1].
Эббингаузу также принадлежит открытие «эффекта края» — явления, показывающего, что лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце.

@темы: Память, теория